Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радио для себя

  Юрий Голигорский
Главный редактор Сети вещания
на Центральную Азию и Кавказ,
Всемирная служба Би-би-си

После редакторской правки статья была опубликована
в № 7 (11) журнала BROADCASTING за 2000 г.

Радио для вратарей

     В конце семидесятых годов прошлого века выжитый из Советского Союза философ Александр Зиновьев посетил Русскую службу Би-би-си. Практически лишенные какой-либо обратной связи с аудиторией, мы, тогдашние сотрудники Русской службы, дорожили любой возможностью увидеть "свежего" человека "оттуда", который мог бы подсказать, чего же хотел бы получить от Би-би-си советский слушатель эпохи позднего застоя.
     Быстро покончив с обязательным для Англии протокольным вопросом подобного рода встреч - "чай с молоком или с лимоном?", мы спросили: "Какое радио нам делать дальше?" Чуть призадумавшись, Зиновьев ответил: "Надо делать радио... для вратарей..." А дальше философ пояснил: "Ваш вопрос - не по адресу. Если вы спрашиваете правозащитника, то он ответит, что хотел бы услышать больше о диссидентах и правах человека; если философа, то, разумеется, он скажет, что радио надо ориентировать на философски мыслящих людей... Если сантехника, то его можно буквально приковать к радио, рассказывая о прелестях западных ванн и санузлов... Ну а вратари... Вратари будут в восторге от передач о вратарях... Но все это - увы, пока из сферы пожеланий. Ситуация же в Союзе пока такова, что спрос еще долго будет в первую очередь на самую общую, но обязательно - качественную общую информацию. Только тогда, когда этот спрос будет удовлетворен, мы сможем говорить о спросе на специализированную информацию..."
     Ответ философа был предсказуем, но порождал массу других интересных вопросов: на Западе распределение аудитории по "отраслевым" радиостанциям было постепенным. Этот процесс диктовался и во многом являлся естественным продолжением социальных процессов, переживаемых обществом. Доктрина советского вещания была во многом прямым продолжением не только однопартийной системы, но и однопартийной формы мышления. Честно говоря, такое положение не ставило перед западными "голосами" сверхсложных профессиональных задач. Вместе с тем, становилось очевидным, что, стань вдруг Советский Союз свободным государством, там - среди прочего! - произойдет такое глубокое расслоение слушательской аудитории, что ни одной радиостанции, - ни западной, ни тем более внутригосударственной - из вещающих в "общем" формате (т.е. "всё для всех") просто будет не под силу качественно удовлетворить запросы людей, столь долго лишенных информации по интересующим их "излюбленным" темам...
     Но это был конец 70-ых прошлого века: Холодная война казалась единственно доступной формой сосуществования; на политическом горизонте брезжил кровавый Афган; травля Андрея Дмитриевича Сахарова набирала зловещие обороты; выбор перед инакомыслящими сужался до нельзя: либо эмиграция, либо - тюрьма; в продовольственных магазинах разыгрывался общесоюзный турнир "шаром покати" и наши теоретизирования "за чашкой чая" в уютном и столь далеком от советской реальности "Буш Хаусе" казались по меньшей мере неуместным профессиональным кокетством. Не до жиру...
     ...Я вспомнил об этих "теоретизированиях" уже в другом веке, в других политических и технических реалиях, читая на днях статью Технического Директора радиостанции "Эхо Москвы" Сергея Комарова "Радио для себя". Опережает ли автор время? Если да, то ровно настолько, насколько его опережают его коллеги на Западе. Мало кто из "радистов" не задумывается сейчас о новых формах и методах, а также и о более точной адресности своих радиопередач. Век универсального вещания уходит и профессионалы пытаются найти пустующие профессиональные ниши, чтобы заполнить их своей продукцией.
     У идеи Комарова две определяющие:

  • нужно делать "радио для богатых";

  • "радио для богатых" будет проще, логичнее и перспективнее всего развивать в диапазоне Цифрового Звукового Вещания (Digital Audio Broadcasting - DAB).

     Мне трудно представить себе, что, как утверждает автор, "начало, положенное в радиовещании, обязательно перекинется на другие отрасли"; поосторожничаем на сей счет и выскажем более скромный прогноз... Однако даже по самым скромным прогнозам новый подход может, по крайней мере, косвенно привести к самым неожиданным, но весьма привлекательным положительным результатам. Комаров нашел пустующую нишу.
     Я не берусь анализировать возможный экономический и политический потенциал "радиостанции для богатых" - для этого нужна очень серьезная разработка по данным опросов целевой аудитории. Но интуитивно чувствую, что Комаров очень точно предугадывает воспитательно-образовательный потенциал нового радио. Идея того, что бороться надо не с богатыми, а с ликвидацией бедности, почти анекдотически проста, но, тем не менее, она пока, как мне кажется, не нашла достойных проводников: то ли "достойные" пока не сумели заинтересовать "богатых" перспективностью своих идей, то ли "богатые" пока не видят необходимости в своём радио... Впрочем, эта "нестыковка" - временная, лишь до первого успеха: лет 15 назад в Лондоне тоже не верили в коммерческую состоятельность радиостанций, транслирующих либо только классическую музыку, либо - только джаз... Но - появились "Classic FM" и "Jazz FM" и скептики были посрамлены... Важно, чтобы в хаотическом движении капиталов и талантов достойная идея нашла соизмеримый капитал.
     Теперь - несколько слов о DAB. Как сказал бы один очень известный политик: "Сама жизнь подсказывает необходимость развития этого варианта". Дело в том, что вопрос о получении новых вещательных частот в диапазоне "FM" (в том числе, и по причинам, не имеющим к технике никакого отношения!), становятся болезненно сложным. Я пишу эту заметку в конце сентября 2000 года, когда Би-би-си объявило о своих планах по созданию еще по меньшей мере 5 новых общенациональных сетей, включая первую в Великобритании сеть, построенную только на новостях и негритянской музыке. Другая сеть будет транслировать исключительно архивные записи Би-би-си. Третья сеть - для британцев азиатского происхождения. Четвертая - только спорт. Пятая сеть - "семейный канал": речевые передачи, драма, комедия, литературные чтения. Доступ ко всем 5 сетям будет осуществляться либо через Интернет, либо через DAB.
     DAB все еще мало распространенная форма вещания в Великобритании: приёмники всё еще дорогие. Но их цена за последние 3 года упала достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать: DAB вот-вот вырвется на массовый радиорынок. Объявляя о планах по созданию 5 новых сетей, Би-би-си недвусмысленно прогнозирует дальнейшее направление развития радиовещания. (Вкратце упомяну сколько планируется вложить в новые 5 сетей: в первый год - 13,5 миллионов, во второй - чуть меньше 20 миллионов долларов).
     И еще. Мне кажется, что рядовому слушателю пока нет смысла задавать вопросы типа: "нужно ли "радио для богатых" или "хотели ли бы вы видеть развитие системы DAB"? Сами вопросы требуют значительной подготовки от респондентов. Но в моей голове все время вертится фраза из письма слушателя Би-би-си, которое пришло к нам из Союза лет 25 назад: "Дорогие бибисишники! - писал наш корреспондент, - не передавайте для нас то, что нам нравится - поверьте, мы заслуживаем лучшего..."
     Я думаю, что эта фраза может послужить прямым руководством для всех радиопрофессионалов, работающих на опережение. Фрагментация радиорынка - ничто иное как еще одно свидетельство нормального развития общества. Я не удивлюсь, если кто-то в России скоро серьезно заговорит о необходимости создания "Радио для вратарей".

03.10.2000

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх