Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радиокомпания и ее составные части

Андрей Бубукин Drew2@yandex.ru
директор регионального вещания
"Авторадио — народная марка"

Найди 10 отличий
или почему многие радиостанции так похожи друг на друга

     Не только люди, которые не имеют прямого отношения к радио, но и некоторые вещатели, особенно региональные, часто задают мне вопрос: "Все радиостанции так похожи друг на друга, нет никакого разнообразия, одна и та же музыка, похожие ди-джеи и т.д. Почему?"
     Но есть еще один значительно более интересный вопрос: "Почему при очень схожих эфирных фонотеках, похожих приемах в работе ведущих, совпадающей структуре вещания, одинаковых рубриках (погода, пробки, мода, путешествия…) у московских радиостанций настолько разный рейтинг? Почему одни из них на пике, а о других говорят как об аутсайдерах эфира?"
     С удовольствием рассмотрю эти вопросы, тем более что они напоминают мне старую детскую игру, когда надо найти 10 отличий. Впрочем, отличий можно найти и больше, но суть игры от этого не меняется.
     Начну, пожалуй, с вопроса, не имеющего с первого взгляда к радиовещанию никакого отношения. Почему почти все дети и подавляющее большинство взрослых любят, когда это возможно, заглянуть в "Макдональдс"? При этом те, кто утверждают, что терпеть его не могут, чаще всего попросту лукавят. Даже люди, которым фастфуд не рекомендован по соображениям здоровья, все равно, приводя туда своих детей, хоть что-то, а съедают. Что же такого особенного и характерного есть в этом ресторане быстрого питания? Оказывается, формула успеха этого предприятия достаточно проста:

  1. Все заранее известно, нет никаких неожиданностей.

  2. Новинки сезона время от времени все же появляются, но они неоригинальны и предсказуемы по вкусу.

  3. Вся пища рассчитана на пристрастия среднего потребителя. Она удовлетворяет практически всех посетителей, не оставляя при этом никого равнодушным.

  4. Все оформлено ярко, броско, но в одном стиле.

  5. "Макдональдс" работает везде по одним и тем же законам и с одним и тем же ассортиментом, что в Нью-Йорке, что в Токио, что в Москве, что в Париже. Ах, да! В Париже есть небольшие отличия: там продается безалкогольное пиво и более богатый выбор салатов — французская национальная особенность. Но в остальном все те же биг-маки и картофель фри, а биг-мак, как известно, он и в Африке биг-мак.

  6. Цены везде более-менее одинаковые.

  7. И, наконец, главное отличие. За нас уже все продумали и выбрали. Думать не надо, да и выбор небогат. Не ломаешь голову над необходимостью отдать предпочтение фрикасе из баранины или морскому языку.

     В качестве реплики к последнему пункту можно добавить, что есть также рестораны с индонезийской, индийской, японской, китайской кухней. Они тоже существуют и в них время от времени ходят. Иногда в них даже трудно попасть, потому что нет свободного столика! Но вот только ходит ли туда массовый потребитель? Сомневаюсь.
     Еще одна аналогия. Почему Шаттл и Буран, Ту-144 и Конкорд так похожи? Ответ прост и лежит на поверхности. Они похожи, потому что имеют оптимальную форму для выполнения поставленных перед ними задач!
     Чувствуете, куда я клоню? Правильно!!! В радио то же самое. Набор стандартной музыки и стандартных приемов организации эфира на данный момент, в данной стране, на нашем родном российском рынке электронных СМИ является оптимальным для возможного достижения успеха в этой области. Везде сплошной Шаттл и "Макдональдс"!!!
     Более того: общие законы музыкального коммерческого радиовещания везде одинаковы, и нет в нашей стране ничего такого особенного, чтобы выделяло ее из общего ряда других государств, которые можно отнести к общей цивилизации (индейцев амазонской сельвы или туземцев-островитян я в расчет не беру).
     Вы, наверное, обратили внимание на то, что абзац назад я употребил слово "возможного". А почему не гарантированного? И здесь мы плавно переходим ко второму вопросу. Давайте для наглядности на этот раз сравним радиоэфир с живописью.
     В изобразительном искусстве существовало и существует много школ и направлений: классицизм, романтизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм и т.д. При этом все картины пишутся одинаковыми красками, стандартным набором. Есть школы, которые нравятся подавляющему большинству людей, даже тем, кто в принципе живописью не интересуется, а есть направления, которые понимает и принимает небольшой круг знатоков изобразительного искусства. Допустим, если классицизм можно условно сопоставить с радийным форматом oldies, то импрессионизм — AC, а формат АО, т.е. album oriented (неизвестная музыка известных исполнителей) или R&B (ритм и блюз) можно соотнести с абстракционизмом или кубизмом: вроде бы красиво, а привлекает только небольшое количество знатоков-меломанов и т.д. Имеют ли право вышеуказанные редкие форматы на существование? Без всякого сомнения, имеют, но при этом они не могут претендовать на массовую популярность и, следовательно, на высокие доходы своих создателей.
     Вернемся к началу этой статьи и поговорим об использовании большинством радиостанций только известного и схожего музыкального материала.
     Дело не в том, чем (какими песнями) написаны эти музыкальные картины, а как они написаны. При этом, естественно, мы воспринимаем эфир не как сочетание двух или чуть больше песен с джинглом между ними, а как целый комплекс в масштабе недели, где важнейшую роль в формировании впечатления играет каждая краска, т.е. каждый элемент эфира, причем не отдельно взятый, а именно в сочетании с другими.
     Это и есть ответ на главный вопрос: популярность радиостанции определяется, во-первых, соблюдением принципов "Макдональдса" и, во-вторых, гармоничным сочетанием всех элементов эфира (музыка, джинглы, ди-джеи, рубрики, новости, игры, спецпрограммы, реклама и т.д.).
     Приятного аппетита вам, коллеги и успехов в изобразительном искусстве!

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх