Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радиокомпания и ее составные части


Оснащение студий

    В предыдущем разделе мы с Вами построили две замечательные студии. Пришло время наполнить их содержанием. Предлагаемый аппаратный комплекс является базовым и может расширяться или видоизменяться в зависимости от ваших задач, желаний и состояния бюджета.
    В процессе эксплуатации комплекс не нуждается в расходных материалах, так как в качестве внутреннего носителя используется компьютерная сеть. Это значительно дешевле как при оснащении так и при эксплуатации, чем аналогичные аппаратные комплексы, где в качестве внутреннего носителя используется магнитная лента, минидиски или DAT кассеты.
    Общая схема всего аппаратного комплекса приведена на рисунке.

Схема аппаратного комплекса эфирной и записывающей студий

Эфирная студия.

    Все источники сигналов заведены на линейки эфирного пульта. С выхода пульта, через динамический процессор сигнал уходит на радиопередатчик. Оборудование эфирной студии, от которого непосредственно зависит работа радиостанции в эфире, запитано от источника бесперебойного питания. Кроме этого крайне желательно, чтобы электросеть, от которой будет питаться ваш аппаратный комплекс, была задублирована от двух разных подстанций через автомат АВР. Ваши электрики отлично знают что это такое и как это сделать. Стоит это не дорого, а от неприятностей защищает хорошо.
    Пойдем от начала.
    Микрофон ведущего. Желательно, чтобы он был динамическим и специально приспособленным для радиовещания. Самое простое решение - SHURE SM7. Микрофонный процессор выстраивается на бархатность звучания, если Ваш основной ведуший мужчина или на четкость и прозрачность речи, если женщина. Эти рекомендации касаются информационного вещания. Для других форматов радиостанций возможны самые невероятные настройки. Это зависит от желаемого настроения, которое будет создавать Ваша радиостанция у слушателей. И именно они, слушатели, могут подсказать Вам наилучший тембр для своего любимого ведущего. Это не означает, что каждый ведущий может самопроизвольно перенастраивать микрофонный процессор. Такая настройка делается единожды звукорежиссером или звукоинженером, после чего переднюю панель прибора желательно закрыть крышкой или глухой фальшпанелью, закрепленной на винтах. Любые ручки, оставленные в свободном доступе, русский человек обязательно повернет! После чего с ясными глазами и убежденностью во взоре будет утверждать, что так и было! Поэтому я считаю, что для обеспечения максимальной надежности работы радиостанции, все приборы должны иметь регулировки, выведенные на заднюю панель. На передней же панели приборов, доступных ведущим, информационникам, корреспондентам, и гостям студий должны находится лишь крепежные винты, да и то, желательно утопленные в панель и с головкой под внутренний ключ. Ну, это я отвлекся… Наболело! Тем не менее, не стоит ли производителям профессионального радиовещательного оборудования подумать о выпуске своих приборов в российской модификации с крышками на передней панели?
    Микрофоны гостей. Конечно, идеально было бы для каждого гостя студии иметь такой же комплект как и для ведущего. Дорого это. Поэтому вполне приемлемо установить хорошие динамические микрофоны непосредственно на вход пульта. Различие в тембрах голоса ведущего и гостей будет ярче акцентировать радиослушателям звуковую картину диалогов. Наиболее простое решение - два SHURE SM58. Меня легко можно упрекнуть в субъективизме, ну что уж тут поделать, люблю я SHURE.
    Два профессиональных CD плеера с возможностью предварительной подгонки компакт диска на любую точку фонограммы позволяют оператору или ведущему компоновать музыкальную программу непосредственно в эфире. Возможно также использование и дешевых бытовых плееров, но в этом случае возможно появление пауз перед началом проигрывания фонограмм. Хотя, что удивительно, именно дешевые бытовые плееры способны читать старые затертые компакт диски, которые профессиональные аппараты воспроизводить отказываются.
    Два телефонных гибрида позволяют вывести в прямой эфир одновременно двух слушателей и устроить живое обсуждение. Диалоги в эфире - ведущий - слушатель - уже достаточно приелись. Возможность "разговорить" между собой двух слушателей в присутствии ведущего или взять телефонное интервью в прямом эфире у "сильного мира сего" при активном участии кого-либо из слушательской аудитории, создает истинную непредсказуемость ситуации и привлекает слушателей в десятки раз более активно, чем унылые запланированные диалоги, от правильности которых откровенно "тошнит".
    Станция компьютерного вещания. Компьютер, снабженный звуковой картой и программой двухканального эфирного плеера позволяет заранее спланировать все радиопередачи, идущие в эфир в записи. Это и рекламные блоки, и интервью, взятые корреспондентами и выступления политиков и чиновников, боящихся прямого эфира, как черт ладана (есть и такие)… да мало ли еще что… Используя компьютерную станцию можно как в живую компоновать программу из готовых кусков, запуская те или иные передачи попеременно с двух эфирных плееров или же вывести в эфир в автоматическом режиме заранее оформленную в виде плей листа продолжительную программу, состоящую из многих радиопередач.
    Желательно использование в вещательной станции компьютерной звуковой карты с аппаратным сжатием MPEG Layer 2. Вещательное качество, обеспечиваемое при сжатии 1 : 6 позволяет записать на жесткий диск компьютера объемом 6GB около 60-и часов стереозвучания. В последнее время появились программы сжатия MPEG Layer 2, задействующие центральный процессор и позволяющие использовать для радиовещания простые дешевые звуковые карты. При современных мощностях процессоров персональных компьютеров это очень интересное решение. Все-таки стоимость профессиональной звуковой карты порядка 1500 долларов, стоимость же хорошего SoundBlaster-а порядка 100 долларов. На двух студиях экономия 2800 долларов! Конечно учитывая, что программное обеспечение в нашей стране распространяется бесплатно.
    Эфирная вещательная станция в процессе работы выполняет роль сервера в вещательной компьютерной сети поэтому ее компьютер должен быть более мощным, чем в записывающей студии. Желательно использовать компьютер оригинальной сборки фирм, имеющих солидную репутацию. Конечно, это дороже, чем обычные "желтые" или "красные" компьютеры. Но экономия в этом месте вернется к Вам падением рейтинга Вашей станции и гораздо большими финансовыми потерями за счет сбоев и вынужденных перерывов в вещании.
    К вещательному компьютеру предъявляются очень высокие требования по надёжности. Любые перебои в эфире приводят к потере аудитории, падению рейтинга и, как следствие, к потере рекламодателей, а это уже попахивает разорением компании. Из социологических исследований известно, что перерыв в эфире длительностью 7 секунд сокращает аудиторию вдвое, после 15-и секундного молчания аудитория падает до нуля - люди просто перекручивают ручки своих радиоприёмников. Набор аудитории до прежнего уровня происходит приблизительно за час - полтора. Так, что смотрите, если в вашей программе каждый час наблюдаются небольшие 7-секундные паузы, то вы работаете приблизительно на 25 - 30% вашей потенциальной аудитории. К сокращению аудитории приводят любые паузы превышающие 2 секунды. Вот уж поистине "время = деньги!" и стоит задуматься о дисциплине эфира и качестве используемой техники. Дешевые "самопальные" компьютеры имеют тенденцию самопроизвольно "виснуть" и тут уж паузы в эфире будут измеряться не секундами, а единицами минут. Экономия на вещательном оборудовании элементарно может привести к разорению радиокомпании.
    Хочется также предостеречь от соблазна сэкономить за счёт качества монитора. В процессе работы большую часть времени внимание звукорежиссёра и ведущего сосредоточено на экране и его качество - это зрение вашего звукорежиссёра. Если через 2 ... 3 часа работы у него заболели глаза, это означает, что вы поскупились, и, следуя пословице "скупой платит дважды", идите и покупайте самый лучший монитор, потому, что любой дешёвый, ваш звукорежиссёр уже не примет, будет бунтовать и, в общем-то, будет прав.
    Англичане по этому поводу говорят: "Мы не такие богатые люди, чтобы покупать дешёвые вещи". Я же от себя добавлю: "Экономия - путь к нищете". Уж поверьте - выстрадано!
    Акустические системы контроля эфира. При введении любого из микрофонных микшеров должны автоматически выключаться. Этим же сигналом (от микровыключателя фейдерстарта) должны зажигаться лампочки "Микрофон включен" в самой студии, во входном тамбуре и в коридоре при входе в студию. Практика показывает, что нужны все три лампочки.
    Но вернемся к самим акустическим системам. Они должны обладать мягким приятным звучанием. Сами подумайте, их слушать оператору в течение всей смены. Динамики с жестким и резким звучанием будут основательно утомлять слух и создавать у вашего ведущего еще один повод для раздражения. А то, что настроение ведущего передается слушателям и формирует эмоциональный портрет аудитории, полагаю, Вам известно. И это еще один фактор формирования социального состава аудитории, который стоит серьезно учитывать при создании радиокомпании. Исходя из этих условий и стоит выбирать мониторы.
    Если Ваша компания работает с центральной сетевой радиостанцией, то сигнал со спутникового тюнера также должен быть заведен на одну из линеек эфирного пульта. В этом случае в схеме эфирной студии должен присутствовать монитор, позволяющий ведущему отслеживать на слух перекрытия центральной программы местными региональными передачами. Возможно для этой цели использовать наушники оператора.
    В приведенной схеме сигнал центральной радиостанции полученный со спутникового тюнера и уже обработанный на передающей стороне динамическим процессором, с выхода пульта наравне с собственными региональными программами вновь попадает на эфирный динамический процессор. При правильной настройке последнего это не страшно. Если АЧХ Вашего процессора повторяет АЧХ процессора на выходе центральной радиостанции, то слушатели не заметят наличия дополнительной обработки сигнала. В этом случае сигнал Вашей программы будем по своей окраске похож на сигнал из центра и вставки местных программ будут вписываться в общий звуковой стиль.

Рекламная записывающая студия.

    Довольно часто при организации рекламной студии не делается разделение между профессиональной музыкальной записывающей студией и рекламной радиостудией. Очень велик соблазн объединить обе очень разные функции в одном помещении, особенно если Ваш звукорежиссер "из музыкантов" а не из радистов. В этом случае бюджет студии начинает трещать по швам, список оборудования не помещается на пяти (а то и десяти) страницах, и у Вас создается впечатление, что либо Вы "вляпались" в неподъемное дело, либо вам дурят голову.
    Я в свое время сам попал в такую ситуацию, слава Богу, - радиоинженер; но пришлось отвлечься от финансовых и организационных вопросов, вникнуть, разобраться и расставить все точки над Ё! Музыкальная и рекламная студии - суть разные вещи, у них, разные назначения, технические параметры, комплекты аппаратуры, Музыкальная студия в несколько раз дороже рекламной! Мало того, в музыкальной студии не очень удобно записывать рекламу.
    Владение собственной музыкальной студией - это отдельный бизнес ничего общего не имеющий с радиовещательным. У них даже разные технические показатели качества записанного сигнала! Зачем тогда я об этом пишу? - Дело в том, что когда я косультирую вновь создаваемые региональные радиокомпании, данный вопрос возникает почти каждый раз.
    На рисунке приведена структурная схема записывающей студии, предназначенной для оперативной записи рекламных роликов.
    Четыре микрофона, желательно конденсаторных, позволяют одновременно записывать в стереозвучании двух артистов, что часто бывает нужно при создании игровых рекламных передач.
    Аппаратный процессор эффектов совместно с программными возможностями обработки звукового редактора станции компьютерного вещания, позволяют "оживить" и "раскрасить" запись в реальном времени или в процессе редактирования.
    Полный набор звуковых интерфейсных устройств - CD плеер, CD рекордер, кассетный магнитофон, DAT магнитофон, позволяют обмениваться записями с другими студиями и радиостанциями. Помимо этого, кассетный и DAT магнитофоны обеспечивают Вам совместимость с репортерской техникой.
    Возможно, конечно, наличие в составе оборудования и ленточного магнитофона, и минидискового аппарата, но использование этой техники я считаю нецелесообразным. На сегодняшний день хороший студийный магнитофон стоит дороже компьютера и к тому же требует для работы на каждые полтора часа записи километр ленты. Это при скорости 19 см/сек. А стоит этот километр 15 - 17 долларов. Для сравнения, полтора часа стереозаписи в цифровом виде (16 бит, 44,1 КГц) на жестком диске компьютера, при сегодняшних ценах стоят 5 долларов и эта цена постепенно снижается.. К тому же на компьютере можно монтировать и обрабатывать звуковые материалы не используя при этом расходных материалов.
    О минидисковой технике особый разговор. На радиостанции "Эхо Москвы" в течение нескольких лет эксплуатируются профессиональные аппараты для записи и воспроизведения минидисков. Минидиски на первый взгляд очень удобны для записи и хранения фонограмм, особенно привлекательны для корреспондентов миниатюрные аппараты записи, помещающиеся в нагрудный карман рубашки. Мы тоже "купились" на эту привлекательность и потом очень жестоко поплатились. Дело в том, что в самом принципе записи на минидиск при его разработке была допущена ошибка и фирма-автор этой технологии признала ее на одном из технических обсуждений надежности этих аппаратов. Устранение этой ошибки приведет к несовместимости "новых" приборов со "старыми" и равносильно выводу на рынок приборов нового класса. По коммерческим соображениям, исправление этой ошибки невозможно, ибо при этом производители минидисковых рекордеров понесут большие убытки. Ненадежность работы минидисковых рекордеров проявляется в том, что аппарат может самопроизвольно перестать записывать, или воспроизводить, индицируя при этом исправную работу. При этом, тестирование аппарата в техническом центре на соответствие фирменным техническим параметрам показывает, что аппарат исправен.
    Спустя три месяца после установки профессиональных минидиск-рекордеров в эфирной студии нашей радиостанции начались регулярные сбои при выдаче в эфир коммерческой рекламы. И когда число невыходов рекламы стало составлять 5 - 6 раз в день и была поставлена под угрозу рентабельность радиостанции, мы приняли решение о переводе "Эха Москвы" на компьютерную технологию вещания.
    Минидиски хороши для домашней бытовой записи, их можно с успехом использовать для переноса звуковых материалов из студии в студию и в любых случаях, когда не требуется высокая надежность и потеря информации восполнима. Как сейчас помню, на "Эхе Москвы" плакала одна женщина журналист, взявшая уникальное интервью у одного из известных артистов за два дня до его смерти и записавшая его на минидиск рекордер. Когда придя на радиостанцию она в студии попыталась его прослушать для подготовки к эфиру, аппарат ей написал: "Диск чистый". Это был ее звездный час, это была ее гордость, а получилось ничто... Аппарат просто ничего не записал...
    На некоторых минидисках информация может пропадать при длительном хранении, некоторые аппараты необратимо портят запись при монтаже. Если у Вас в студии уже используются минидиски, то есть шесть рекомендаций, которые позволят Вам уменьшить количество неприятностей:

  1. Используйте аппараты и минидиски только для записи или воспроизведения.

  2. Перед тем, как вставить в аппарат минидиск с важной записью вставьте в него чистый, заведомо исправный, минидиск и посмотрите читает ли аппарат его.

  3. Не используйте никакие возможности монтажа на минидисках, где содержится важная информация, даже если эта информация записана на других треках.

  4. Минидиск, на котором хотя бы единожды был произведен монтаж, не используйте для важных записей.

  5. Если Вам необходимо выполнить монтаж одного из треков минидиска, сделайте копию этой записи на другой минидиск, который специально отведен Вами для монтажа.

  6. При первой же возможности перенесите важные записи на любой другой носитель и откажитесь от использования минидисков.

    Касаемо акустических систем воспроизведения записи и контроля. В записывающей студии к ним предъявляются требования естественности звучания и неокрашенности (прозрачности) звука. Дело в том, что любые частотные искажения контрольных динамиков в записывающей студии будут вызывать в эфире обратные частотные искажения. То есть, если Ваши динамики высохли от старости, потеряли эластичность и перестали воспроизводить низшие частоты, то для получения естественного звучания записи Ваш звукорежиссер "задерет низы", чтобы их услышать. Такая запись в эфире, теперь уже на нормальных динамиках у слушателей будет сильно бить по ушам или бубнить. Если же Ваши колонки по каким-то причинам не воспроизводят высшие частоты, то в эфире появится цыканье.
    Наиболее удачным и относительно недорогим вариантом репортерского оснащения, на мой взгляд, является кассетный магнитофон MARANTZ PMD222 с внешним микрофоном SHURE VP64 снабженный 4 - 5 метровым микрофонным шнуром. В комплекте магнитофона обязательно наличие сетевого (~220 Вольт) адаптера. При частом использовании репортерской техники в переносных условиях стоит использовать для ее питания аккумуляторы, но это дополнительная нагрузка для Вашего инженера - следить за правильностью их эксплуатации и заряжать в полном соответствии с техническими условиями. Как показала практика, люди с гуманитарным мышлением очень быстро приводят аккумуляторы в негодность и отдавать этот вопрос на откуп журналистам разорительно для Вашего бюджета. Если же репортерская техника используется в Вашей радиокомпании от случая к случаю, лучшим вариантом питания послужат самые дешевые батарейки (все равно на один раз).
    Станция компьютерного вещания. Самый обычный компьютер снабженный звуковой и сетевой картами. В эфирной студии звуковая карта должна иметь четыре воспроизводящих канала (два стерео), в записывающей студии нужна также четырехканальная плата только воспроизводящих канала нужно два и столько же записывающих (один стерео - на запись и один стерео - на воспроизведение). Возможности многоканальной записи и сведения реализуются программным обеспечением.
    В составе компьютера в записывающей студии должен присутствовать CD рекордер. При архивировании важных записей на компакт диски в формате MPEG Layer 2 стоимость хранения полуторачасовой программы 0,25 доллара. Это с учетом того, что на каждом CDR помещается 6 часов стереозаписи. Конечно, можно записывать и в обычном аудио формате, но тогда на компакт диске поместится 74 минуты записи. Разница же в качестве записи, учитывая радиовещательный стандарт, для слушателя заметна не будет. Здесь мне хочется напомнить радиовещателям, что полоса вещательного сигнала, соответствующего высшей категории качества простирается от 30 до 15000 герц. При попадании на передатчик более высоких частот, особенно в районе 19 КГц, происходит нарушение стереокодирования. Для слушателей, на приемной стороне это заметно в виде хлопков с пропаданием стереозвучания. Очень неприятный эффект. Низшие частоты спектра попадающие на передатчик (ниже 30 Гц) вызывают на приемной стороне довольно специфические "хрюки". Так что не стоит гнаться за музыкальным стандартом качества 20 - 20 000 Гц.

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх