Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радиокомпания и ее составные части


Строительство студий

    Классические студии, построенные в многочисленных радиодомах по всей стране, - это с технической точки зрения лучшее, что можно рекомендовать для организации радиовещания в регионах России. Но, как уже неоднократно говорилось, не всегда удобно располагать студию в радиодоме по организационным или маркетинговым соображениям. По финансовым соображениям арендовать студийные помещения тоже разумно не всегда.
    Итак, Вы решили строить собственные студии. На первом этапе можно вполне обойтись одной. В этой студии Вы будете записывать свои рекламные ролики и небольшие радиопередачи, которые пойдут в эфир в записи. Пока Вы не ведете прямых эфиров, а на первом этапе это и не нужно, вам вполне достаточно одной записывающей студии.
    Возможен также вариант, когда по единовременному финансированию сразу строится аппаратно-студийный комплекс из двух студий. В своих прошлых публикациях в журнале "625" я относил это ко второму этапу развития радиокомпании, но практика вносит коррективы в любые теории и вполне приемлем вариант одновременного строительства рекламной и эфирной студий во время первого этапа.
    В этой статье я рассмотрю большинство технических аспектов при строительстве рекламной и эфирной студий. Рассказывая об этих строительных конструкциях, я не ставлю целью предоставить радиовещателям готовые строительные чертежи, я лишь освещаю ключевые аспекты звукоизоляции студийных помещений. Вопросы же технологии и конкретных проектов Вы все равно будете подробно обсуждать со своими строителями.

    Рекламная записывающая студия.

    Записывающая студия, предназначенная для записи рекламных роликов, игровых радиопередач, с ограниченным числом участников и выступлений политических, культурных, общественных… деятелей, не рискующих "выходить" в прямой эфир.
    Состоит из двух комнат - дикторская и аппаратная. Желательно, чтобы высота потолков в помещениях была около 3-х метров. Для дикторской вполне достаточно помещения в 9 - 10 квадратных метров. Аппаратная должна быть просторной с площадью не менее 18 - 20 кв. м. Пример компоновки рекламной студии показан на рисунке.

Пример компоновки рекламной студии

    Скорей всего Вы не найдете такого помещения, и перегородку между дикторской и аппаратной придется строить самим. Возможно ее выполнить как гипсокартонной, так и кирпичной.
    В первом случае, она должна быть двойной. Фактически, делаются две перегородки, толщиной 8 - 10 см., поставленные вплотную друг к другу, с зазором в 2 - 3 см. По контуру перегородки, дверей и окон устанавливается металлический каркас, на который с обеих сторон крепятся листы гипсокартона.

Чертеж гипсокартонной перегородки

    Пространство внутри каждой перегородки заполняется минеральной ватой. Зазор между перегородками остается свободным. Хочу обратить внимание, что установка металлического каркаса по контуру перегородки должна производиться непосредственно к несущим конструкциям здания, а не к отделочным покрытиям. То есть, если здание кирпичное, то непосредственно к кирпичной кладке, если бетонное, то непосредственно к поверхности бетона. Это требование в равной степени касается пола, потолка и стен.
    Рамы для дверей и окна должны быть отдельными в каждой перегородке и ни в коем случае не должны соприкасаться друг с другом. Оконная рама внутренней перегородки (со стороны дикторской) должна иметь два стекла, причем внутреннее - наклонное. Во внешней перегородке достаточно одного стекла. Возможно использование в каждой из перегородок двойных герметизированных стеклопакетов. Размер окна в перегородке определяется удобством обзора. Звукорежиссер должен иметь возможность видеть со своего рабочего места всех артистов, находящихся в дикторской, причем как сидя, так и стоя. В приведенном на рисунке примере ширина окна 150 см, высота - 90 см. Нижняя кромка окна отстоит от пола на 95 см.
    Внешние стены общего помещения дикторской и аппаратной должны быть кирпичными или бетонными. Если какая-то стена не является капитальной, то ее следует усилить, построив вплотную с ней (зазор 2-3 см.) одиночную перегородку, как было описано выше.
    Если же потолки в Вашем помещении около 4-х метров или ширина общего помещения гораздо больше рекомендуемых 4-х метров, или Вы хотите построить большую музыкальную студию, тогда гипсокартонная перегородка не обеспечит Вам желаемого уровня звукоизоляции. В этом случае перегородку надо выполнить из кирпича. Желательно использовать красный кирпич. Кладка должна выполняться с разворотом кирпича под углом 45 градусов к плоскости перегородки и со сдвигом на полкирпича. Такой способ кладки уменьшает резонансные способности стены и создает с обеих ее сторон рассеивающую поверхность для звуковых колебаний.

Схема кладки кирпича

    На рисунке показан фрагмент кладки. Красным и синим цветом показаны два слоя кирпичей. Крайним кирпичам, через один слой, придается специальная форма для создания плоской поверхности контакта с дверными и оконными рамами.
    Разумеется, прежде чем строить кирпичную перегородку надо убедиться в прочности перекрытий вашего здания.
    Дверные и оконные рамы должны быть раздельными с каждой стороны перегородки и крепиться непосредственно к стене. Недопустимо использование для обеих дверей общей дверной рамы, как впрочем и общего оконного каркаса под все три стекла. В этом случае звукоизоляция будет нарушена и практически все звуки из аппаратной будут слышны в дикторской. Акустическая обратная связь при этом может в значительной степени искажать записи. Примерная конструкция студийного окна приведена на рисунке.

Чертеж студийного окна

    Стекла в рамах должны быть закреплены рейками по всему контуру. Место посадки стекла по всему контуру должно быть уплотнено любым невысыхающим герметиком. Это необходимо для предупреждения дребезжания стекол.
    Двери в дикторскую должны быть обиты снаружи (поверхности, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 4) звукопоглощающим материалом приблизительно также, как обивают двери квартир. Вопросы дизайна здесь роли не играют, но все-таки думайте об этом, так как это создает настроение у Вашего звукорежиссера. Внутреннюю поверхность (3) внешней двери надо оклеить ковролином. Поверхность 2 внутренней двери в звукопоглощающем покрытии не нуждается.
    Теперь поговорим о звукоизоляции дикторской кабины. Покрытие стен несет на себе двойную функцию - изоляцию от внешних звуков и поглощение внутренних. Первая функция достигается установкой внутри помещения гипсокартонной "коробки" прикрепленной к стенам, полу и потолку только по периметрам каждой ее грани (вдоль углов стен, стен и пола, стен и потолка). При этом металлический каркас каждой грани и сами гипсокартонные листы не должны контактировать с плоскостью стен. Пространство между стенами и гипсокартонной коробкой должно быть заполнено минеральной ватой. Таких коробок в помещении дикторской кабины должно быть две, как показано на рисунке.

Схема звукоизоляции дикторской кабины

    Звукоизоляция потолка. Если Ваша студия расположена на последнем этаже здания или у Вас очень тихие верхние соседи, то со звукоизоляцией вполне справится поглощающее покрытие для внутренних студийных звуков, о котором мы поговорим позже. Если же у Вас соседи веселые, то все, что было сказано про стены, в равной степени касается и потолка. И тот же самый рисунок, положенный на бок, олицетворит Вам Ваши задачи.
    Пол. Здесь уже все гораздо серьезней. Если снизу у Вас тихо, то вполне можно обойтись 20-и миллиметровыми листами ДСП, уложенными на что-нибудь мягкое (например, на тонкий слой минеральной ваты - 0,5 - 1 см - лишь бы на неровностях не было скрипа) и закрепленными вдоль стен помещения. Для этого надо, чтобы используемые листы ДСП по своей длине совпадали с шириной помещения.
    Обращаю внимание! Все звукоизоляционные покрытия могут крепиться к несущим конструкциям только вдоль углов граней. Крепеж в центральной части поверхностей будет нарушать звукоизоляцию.
    Если же у Вас ширина дикторской гораздо больше 2,5 метров и листов ДСП такой длины достать не удалось, или Вы предполагаете записывать в студии выступления хоров и симфонических оркестров или у Вас просто шумные соседи снизу, конструкция пола будет иной.

Схема звукоизоляции пола

По длине дикторской, в непосредственной близости от стен на бетонное перекрытие кладутся две рейки или делается бетонный или кирпичный подъем на 2 - 3 см (в зависимости от ширины помещения). Назначение этого подъема - предотвратить касание поперечным брусом бетонного перекрытия при его прогибе. В случае, если в качестве такого подъема используются две рейки, вопрос крепежа бруса решается легко. Сверху настилается ДСП, на которую в свою очередь кладется ковролин. Пространство между перекрытием и ДСП заполняется минеральной ватой.
    Теперь поговорим о звукопоглощающем покрытии, обеспечивающем напосредственное "звучание" студии.
    Самый распространенный вариант - это на расстоянии 8 - 10 см от вновь построенных гипсокартонных стен на металлическом или деревянном каркасе установить покрытие из плиток АГШ. Полагаю, все видели "стены в дырочку" - это оно и есть. Пространство между гипсокартоном и плитками АГШ заполняется все той же минеральной ватой. Если таким образом Вы покроете стены и потолок помещения, то получите очень хорошую "глухую" студию. Находиться в ней продолжительное время будет трудно. На уши будет "давить" тишина. Для "разглушки" Вам потребуется пригласить акустика или вашему звукорежиссеру самостоятельно наклеить на стены обычные листы плотной бумаги и подобрать звучание студии по собственному слуху.
    Есть другой вариант. Это сформировать нужное звучание студии варьируя ее покрытие. Например, так. От пола и до высоты 90 - 95 см вновь построенные стены оклеиваются ковролином. Вся остальная площадь стен и потолок оклеиваются волокнистыми звукопоглощающими плитками Ecophon Sonet. Эти плитки широко используются для строительства подвесных потолков в офисных помещениях. Стандартный размер плиток 60 х 60 см, толщина 16 мм. У такого покрытия есть один весьма существенный недостаток. Плитки Ecophon Sonet не имеют достаточной прочности. Они легко проминаются пальцем и при неосторожном обращении довольно быстро могут прийти в негодность. Тем не менее, звучание студии с этим покрытием получается сочным и четким. То, что нужно для радиовещания. В такой студии отсутствует "давление на уши", артисты и выступающие чувствуют себя комфортно, звучание записей радует ухо.
    При большой высоте потолка поглощающих свойств потолочных Ecophon Sonet может не хватить. В этом случае надо использовать специальное потолочное покрытие Illsonic sonex*, напоминающее по своей фактуре ребристый поролон, но в отличие от него достаточно хрупкое и совершенно не горючее. Такое покрытие стоит довольно дорого, но если Вы хотите иметь качественное звучание своей студии или претендуете на ее музыкальность, то, как говорится, "надо, так надо"!
    Пол, помещения дикторской кабины, как Вы уже поняли из рисунков должен быть покрыт ковролином.
    Аппаратная, в отличие от дикторской, не нуждается в столь тщательной звукоизоляции. Тем не менее, звучание контрольных колонок не должно искажаться акустикой этого помещения. Для обеспечения чистого звучания стены и потолок аппаратной должны быть покрыты звукопоглощающим покрытием. При этом звукоизоляционное покрытие, необходимое в дикторской, в аппаратной устанавливать не надо. Комбинация "ковролин - низ + Ecophon Sonet - верх" дает прекрасные результаты. Для экономии покрытий в аппаратной допустимо устанавливать звукопоглощение "пятнами": на потолке - между светильниками и на больших пустых участках стен.
    Светильники во всем студийном комплексе должны содержать в себе либо лампы накаливания, либо специальные "энергосберегающие люминесцентные лампы с высокочастотным пускорегулирующим устройством". Применение обычных люминесцентных ламп с гудящими дросселями и щелкающими стартерами недопустимо.
    Отдельно надо сказать о контрольных колонках. Они должны быть установлены на полу аппаратной на специальных стойках. Высота установки колонок должна быть 120 - 130 см - на уровне ушей сидящего человека и подбирается индивидуально под Вашего звукорежиссера. Недопустимо крепить колонки на студийной перегородке даже если она кирпичная. В этом случае акустическая обратная связь по низшним частотам будет существенно искажать ваши записи.
    В качестве мебели в студийном комплексе можно использовать обычные офисные столы, размером 140 х 70 см и высотой 75 см. Стол в дикторской, над которым на стойках будут висеть микрофоны, должен быть сверху оклеен ковролином. Микрофонные стойки должны стоять на полу. Ни в коем случае нельзя крепить микрофонные кронштейны к столу или к студийной перегородке!
    Стулья. Желательно мягкие, деревянные прочные тяжелые и удобные. При полном отсутствии вращающихся, скрипящих, лязгающих … частей. Исключение делается только для кресла звукорежиссера. В силу специфики его работы, это должно быть мягкое кожаное кресло, с высокой спинкой, вращающееся и на колесиках. Наличие подлокотников - по индивидуальному вкусу вашего звукорежиссера. Кресло должно обеспечивать звукорежиссеру максимальный комфорт. Обоснование этого требования я приведу, когда буду рассматривать главы, посвященные эмоциональному и психологическому воздействию Вашей программы на радиоаудиторию. А пока поверьте на слово и максимально позаботьтесь о том, кто создает в звуке и записывает Ваши рекламные передачи. Поверьте, это большой процент успеха Вашего бизнеса. Гораздо больший, чем Вы можете предположить.
    Вентиляция и кондиционирование воздуха в студийном комплексе очень сильно влияет на работоспособность Ваших сотрудников. Если в аппаратной вы можете иногда открыть форточку и проветрить помещение, то в дикторской в большинстве случаев воздух застаивается и через 20 - 30 минут работы артисты начинают как рыбы хватать ртом воздух. Тут уже не до записей. Часто бывает, что строители обеспечивая идеальную звукоизоляцию и великолепное звучание делают из студии душегубку. Обязательно продумайте и решите этот вопрос вместе с Вашими строителями.

    Студия прямого эфира.

    На многих музыкальных станциях не имеет раздельных дикторской и аппаратной. Вернее, вещание ведется непосредственно из аппаратной, снабженной соответствующей звукоизоляцией, а дикторская не используется, а по сему и не существует. Информационная радиостанция "Эхо Москвы" также использует совмещенную эфирную студию, но уже по другой причине.
    Человек, пришедший в прямой эфир и посаженный в студию, за стеклом которой кто-то сидит и с кем-то о чем-то неслышно переговаривается, чувствует психологический дискомфорт и способен лишь "правильно" отвечать на поставленные вопросы или читать заранее заготовленный текст. Такие радиостанции до сих пор существуют в России, но жизнь на них помаленьку умирает. Десять лет назад, Сергей Корзун, основатель и первый главный редактор "Эхо Москвы" придумал студию с живым общением всех, кто в ней находится. Для этого было достаточно просто убрать перегородку между дикторской и аппаратной. Эффект превзошел все ожидания. Радио вдруг стало живым!
    Правда, для этого уже потребовалась специальная студийная мебель, но дело того стоило.

Пример эфирной студии

    Звукоизоляционное и звукопоглощающее покрытия в эфирной студии такие же как в дикторской кабине записывающей студии. Дополнительная "разглушка" происходит за счет большого количества мебели и аппаратуры. На входе в студию обязателен тамбур, чтобы в нем могли свободно разместиться 2 - 3 человека. В тамбуре и в коридоре около двери в студию должны быть размещены сигнальные лампочки "Микрофон включен!"
    Кстати о микрофонах. В эфирной студии, в отличие от записывающей, вполне допустимо прикрепить микрофонные стойки напосредственно к столам. Для гостевых микрофонов и микрофона ведущего очень удобно подходят стойки в виде пантографа. Но в этом случае каждый микрофон должен быть обязательно закреплен в антивибрационном держателе, обеспечивающем мягкую трехмерную подвеску.
    Приблизительные размеры используемой мебели можно оценить из рисунков, размеры помещений и мебели выполнены в одном масштабе. При желании получить более подробную информацию по строительству студий и по другим вопросам организации радиовещания, Вы можете связаться со мной через раздел "Индивидуальные консультации" этого сайта.


* Звукопоглощаюший материал Illsonic sonex поставляет Корпорация АПЦ. г. Санкт-Петербург, телефон: (812) 118-63-26, факс: (812) 118-63-27.

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх