Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

Радиокомпания и ее составные части

Андрей Бубукин
Директор регионального вещания
"Авторадио — Народная марка"

Реклама на радио: плюсы и минусы

(журнал "Шоу-Мастер" №3/2000)

     Радио - это средство массовой информации, призванное развлекать и информировать и, следовательно, оно ежесекундно вступает в самую острую конкуренцию с другими СМИ, перед которыми стоят похожие задачи. Речь идет прежде всего о:

  • телевидении во всех его формах (обычное, когда сигнал передается с помощью электромагнитных волн и принимается стационарным или переносным телеприемником типа Video-Walkman, кабельное, спутниковое);

  • интернете и родственных ему формах распространения информации;

  • печатных СМИ в традиционном понимании этого слова (часть из них существует и в электронном виде);

  • кино (да-да, не удивляйтесь),

  • других различных видах носителей аудио и видеоинформации.

     Бурное развитие и увеличение количества прямых конкурентов радио, борющихся с ним за рекламный рынок, имеет непосредственное влияние на будущее этого электронного СМИ. Я уже не говорю о десятках других радиостанций, с которыми ваше любимое радио конкурирует каждое мгновение. Многочисленные конкуренты пытаются использовать в своей борьбе слабые стороны радиовещания, а радио защищается, разыгрывая свои козыри.
     Давайте же поговорим об этих сильных и слабых сторонах.
     Сначала рассмотрим, в чем же преимущества радио в борьбе за слушателя т.е. потребителя рекламной продукции:

  • Способность быть везде: возможность "обслуживать" многомиллионные группы населения при относительной дешевизне радиопроизводства, а также доступность, миниатюрность и относительно небольшая цена радиоприемников создают прекрасные предпосылки для того, чтобы любой человек в любое время в любом месте имел возможность слушать радио. Оно позволяет рекламодателю сообщить необходимую информацию потребителю рекламной продукции даже там, где телевидение это сделать неспособно. Еженедельно вольно или невольно (например, в общественных местах) радио слушает 82,6% населения старше 12 лет (источник: Radio Inlex - март-апрель 2000 г. GALLUP MEDIA, 2000).

  • Одновременность: слово, сказанное в эфирной студии или во время прямого репортажа с места событий, любой воспроизведенный звук практически в ту же секунду доходят до уха слушателя. По утрам радио служит наилучшим источником любой информации. В случае кризисов оно приносит новости в течение всего дня. Радио - это средство массовой информации, которое позволяет радиожурналисту или рекламодателю очень быстро отреагировать на любое событие (политическая новость, место распродажи товаров и т.д.).

  • Разнообразие: любой слушатель в любом месте имеет доступ к большому числу различных радиопрограмм от 4-5 в маленьких городах до 25 и более в мегаполисах. В дополнение к этому благодаря спутникам и интернету существует возможность подключения к огромнейшему количеству радиостанций по всему миру. При этом минусы ульлтракоротковолнового вещания (распространение радиоволн этого диапазона возможно только в пределах прямой видимости), превращаются в его плюсы, позволяя рекламодателю лучше воздействовать на население на местах. Благодаря различному форматированию эфира разных радиостанций рекламодатель может работать с той или иной группой населения. Можно даже сказать, что радио предоставляет своему слушателю возможности, сравнимые с многочисленными иллюстрированными изданиями при значительно более низкой себестоимости. Кроме этого благодаря своей избирательности радио часто используется рекламодателями в качестве вспомогательного средства к другим СМИ, например, к телевидению, прессе или наружной рекламе.

  • Фоновость: радио не является средством массовой информации, привлекающим внимание нескольких органов чувств слушателя одновременно, потому что оно обращается только к его уху. Именно поэтому радио может сопровождать человека, когда он занимается другими делами. Оно как бы задает ритм его жизни, привязывая слушателя к событиям окружающей действительности посредством выпусков новостей, развлекает и не дает ему чувствовать себя одиноким. Обычно радио является второстепенным или параллельным занятием, оно не занимает основного времени индивидуума, оно звучит как бы в придачу. В борьбе за время человека отсутствие картинки является его основным козырем. Радио звучит тогда, когда нельзя смотреть телевизор: я слушаю радио, когда моя деятельность не позволяет мне смотреть телевидение, например, в автомобиле. Так радио удостаивается внимания даже тех категорий населения, которые мало читают газеты и иллюстрированные журналы и редко смотрят телевизор. Кроме этого, слушатели реже переключаются во время рекламных блоков, потому что радио имеет менее выраженную структуру и требует меньше внимания, чем телевидение.

  • Интерактивность: благодаря телефону, интернету и пейджеру оно позволяет аудитории в реальном времени так или иначе влиять на эфир.

  • Отсутствие оплаты: наиболее распространенный способ коммерциализации радио - продажа рекламного пространства. Радио не продает своей аудитории возможность слушать музыкальные программы, оно продает рекламодателям внимание слушателей в короткие промежутки времени, занятые рекламой.

  • Высокое качество звука: сигнал, идущий из студии через эфир к уху радиослушателя, по качеству практически не отличается от традиционных цифровых носителей звука.

     Но сильные стороны радио иногда превращаются в его слабости, хотя и не всегда. Давайте поговорим немного и о них:

  • Отсутствие картинки: радио описывает, оно не показывает. Лишенное изображения оно все же вынуждено уступить пальму первенства популярности телевидению.

  • Невнимание: средний слушатель уделяет мало осознанного внимания как программе, которую он слушает, так и названию радиостанции. Программа ему или нравится, или нет. Эта слабая мотивация и несосредоточенность на идущей фоном музыке заставляет создавать программу, принимая во внимание среднее время прослушивания "за один присест", которое обычно не превышает в Москве 20-25 минут, а утром значительно меньше, "наказывая" таким образом меньшинство аудитории, слушающей эфир дольше и внимательнее.

  • Распыление аудитории: форматирование или достаточно узкая стилевая специализация эфира помогает занять свою нишу в эфирном и, соответственно, в рекламном радиопространстве, что, вроде бы, хорошо, но это ведет за собой сокращение массовости аудитории и, как результат, сокращение доходов. Кроме этого при стабильности общих расходов на содержание станции, возрастают расходы на маркетинговые исследования и на саморекламу (promotion), что вполне естественно при обострении конкуренции на локальном рынке, где могут работать много радиостанций.

  • Изобилие рекламы: относительно небольшая аудитория в единицу времени (вспомним о времени прослушивания "за один присест") требует частого повторения рекламных роликов для того, чтобы рекламная информация дошла до всех слушателей и они ее запомнили. Но на определенном этапе подобное "изобилие" начинает утомлять.

  • Отсутствие прямых источников финансирования: послушать любимую станцию можно бесплатно. Радио не собирает денежных средств со своих слушателей, которые позволили бы покрыть расходы для создания программ, отвечающих не только общим требованиям целевой аудитории, но и удовлетворяющих специфические вкусы меньшинства. Для того, чтобы заработать деньги на продаже рекламного пространства, оно должно стать в своей уже и так очень узкой нише единственным и неповторимым, предлагая публике то, что хочет слушать большинство. При этом вкусы этого самого большинства очень часто оказываются далеко невзыскательными, но это уже к слову.

  • Малое количество частот: границы FM-диапазона (88-108 Мгц), требования ряда специальных городских служб (пожарные, авиадиспетчеры, милиция и т.д.), а также необходимость размещения FM-станций не ближе, чем на 0,4 Мгц друг от друга, чтобы избежать наложений, физически ограничивают количество радиостанций и, следовательно, количество предлагаемых программ в отдельно взятом регионе.

  • Малый радиус действия: как известно, ультракороткие волны распространяются только в пределах прямой видимости, что значительно сокращает зону покрытия, т.е. аудиторию и, как следствие, доходы.

  • Низкое качество основного парка радиоприемников и несовершенство радиосвязи в городах: сложное экономическое положение большинства российских радиослушателей не всегда позволяет им приобрести высококачественные радиоприемники, обеспечивающие необходимую частоту звука, сравнимую, например, с компакт-дисками. Кроме этого огромное количество источников радиоизлучения в городах создает здесь фон из различных радиопомех и радиошумов, что, вместе с плохой настройкой и малой мощностью ряда передатчиков, тоже не всегда способствует получению удовольствия от прослушивания некоторых программ.

     Итак подведем итоги. В 30-40 годы до появления телевизора радио было единственным эфирным источником информации и развлечения. Однако столкнувшись в конкурентной борьбе с телевидением художественные постановки на средних волнах в 60-е годы во всем цивилизованном мире (в 90-е годы в России) уступили место новому типу радиовещания: форматированному музыкальному фоновому FM-радио. Большое количество свободных тогда ультракоротких частот позволило обеспечить разнообразие предложения. Высококачественное стереофоническое звучание сделало особенно привлекательными музыкальные программы.
     И сегодня радио вернуло себе любовь и привязанность слушателей именно благодаря музыкальной специализации, уверенно заняв после телевидения заслуженное второе место на рынке рекламной продукции.

Скачать

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх