Тема: А чем воспроизводить звук усилителей на ТАН?
Сообщение: Здравствуйте уважаемые.
Вопрос можно поставить так.
Какую акустику выбрать для лампового усилителя?
Особенно интересно мнение автора.
Попробую описать свое видение этого вопроса.
Вспомним историю. Ламповые приемники и проигрыватели. Их конструкцию. Открытый фанерный ящик. И в зависимости от класса аппаратуры - чем выше класс - тем больше диаметр диффузора широкополосного динамика.
Ящик конечно был приличных размеров. Целая тумба, а то и больше.
А не попробовать ли повторить такую конструкцию? Чтобы услышать истинно ламповый звук. Учтя то, что акустическая система должна быть бюджетной, как и впрочем сами усилители.
Что скажете уважаемые?
Для примера. Выбор динамика. Не будем строить многополосные системы. Остановимся на широкополосном динамике. Исключим те динамики, где крепление диффузора к корпусу на резинке.
Постараемся подобрать динамик большего диаметра.
Следующее - выбор по мощности и чувствительности. Для усилителя на 6П14П (первый)подойдет динамик ватт на 100 и чувствительностью от 90 дб/Вт/м.
Ищем. Находим. Например http://www.noema.ru/catalog/25/2
Далее.
Корпус. Строим открытый корпус (размеры при желании можно просчтитать - книжки по акустике имеются). Можно и вовсе не считать, а прикинуть на "глазок". Понятно что ящик должен получится не маленький, но и не стоит делать огромных размеров.
Ведь наша задача - просто слушать ламповый звук.
Переднюю стенку можно сделать под небольшим наклоном, чтобы ось излучения на расстоянии метров 4 была на уровне уха слушателя. А можно и просто прямоугольный ящик.
Заднюю стенку можно будет прикрыть листом из двп с круглыми отверстиями. Как в классике.
Материал. Никаких опилок. Фанера березовая высшего качества, толщиной мм от 15 до 20. Лучше 20.
Распил лучше сделать у столяра, а клеить и собирать самому.
Динамик закрепить как и положено, исключив всякие щелочки. Можно воспользоваться герметиком.
Поскольку динамик у нас один и он широкополосный, исключаются все фильты.
Кто что думает по такой конструкции.
Уважаемые, только не отсылайте купить рублей за 150 зеленых советскую бу акустику и доработать.
Давайте обсудим классические системы.
Сообщение: Пока никто не отвечает.. Странно... все слушают свои любимые записи через изготовленные своими руками ламповые усилители на какой акустике?
Видимо все же мои мысли идут в правильном направлении. Я тут пока литературу почитал, книжку например вот МРБ Гендин Г.С. "Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты". В этой книге автор описывает открытую АС, усилителей не будем касаться. Ссылку на книгу не привожу, кому интересно - найдет.
Далее, нашел вот это: http://stereosound.narod.ru/doc/articles/articles24.htm
и вот это:
http://www.high-end2003.narod.ru/3.12.htm
И все больше убеждаюсь, что мысли идут в правильном направлении.
Конечно, в первом посте я просто прикинул, что можно было изготовить. Почитав литературу, и учтя!!! все ньюансы изготовления открытой АС можно спроектировать достаточно качественную акустику открытого типа. Где то дома валяется книга (старенькая) по расчету. Надо найти, почитать.
Но мое мнение такое. Либо строить однополосную АС, либо максимум двухполосную, добавив к указанному динамику ВЧ излучатель. Строить трехполосную АС и разделительные фильтры... С Гендлиным пожалуй не соглашусь.
Все указанные книгу и ссылки нашел уже после своих размышлений.
Люди, ау... высказывайте свое мнение.
Сообщение: Я недавно тоже собрал ламповый усилитель (пока без корпуса) по схеме автора. Но у меня возникла небольшая проблема вот: http://www.radiostation.ru/home/forum8/messages/15.html. Я подключил к нему что было, а именно TECHNICS SB-LX50 - фазоинвертные 3-х полосные колонки. Они уже 10 лет у меня играют. Нескажу, что колонки супер (частотка слабовата, а главное не очень ровномерная), но слышится ламповый характер звука. Четкие верха, аккуратная прозрачная середина и характерный мягкий бас. Только вот усилитль у меня меньше 45Гц хреново выдает, поэтому не хватает "сотрясающего звука". А в остальном - все ок.
Пробовал подключать S-90 - что-то не очень ламповый звук слышен, хотя я не надолго включал, и с небольшой громкостью - мог и не расслышать.
Сообщение: С пол-года назад,по случаю,за 1000 рублей,купил наши 35-АС-130 Электроника,Ленинградские.С S-90 и её клонами ничего общего.Сотовый диффузор,изодинамичеркие пищалки 10-ГИ... насмерть засохшие,и сзади пассивный излучатель.Пищалки заменил на дорогие,шёлковые,но дело не в них-таких басов не слышал давно,был удивлён,например в фильме"XXX"есть момент,когда Вин Дизель двумя гранатами вызывает лавину,так у меня кот с кошкой этот момент терпеть не могут,прижимают уши и шипят,а в комнате всё дрожит,хотя звука при этом нет{слышимого мной},усилитель был двухтактный 15 ватт на 6с41с,выходные трансы 18 квадрат,железо 0,25мм.Сейчас слушаю на них аудиокниги,со сверхминиатюрным усилителем на 6п30б,однотактный 0,75 ватта,в комнате громкости хватает.
Сообщение: Почитал книжку (нашел в сети) В.К. Иофе, М.В. Лизунков Бытовые Акустические Системы. В книге приводится расчет открытой АС.
А в книге Гендина приводится интересное решение для исключения отражения звуковых волн от боковых стенок АК - применение решеток от яйц из прессованой бумажной массы.
Исходя из этого в недалеком будущем (по мере наличия свободного времени) собираюсь сделать расчет открытой АС для указанных выше ДГ.
Ну и потом реализовать все это в железе и дереве так сказать. Есть ли тут единомышленники?
Знаю лично одного человека, который сделал АС на указанном динамике правда закрытого типа. Использует ее для лампового гитарного усилителя (тоже делал сам). Отзывы конечно положительные, чего сказать, человек сам делал, старался.
Но думаю, что открытая АС будет получше, да и отдача у нее будет намного больше.
Предлагаю обсуждать далее. ;-)
Сообщение: Слушал у Сергея Б. эти АС до, и после замены ВЧ- излучателей - удивляться не чему, а вот низ зависил от усилителя.C SE на 6с33с - было "мутновато", на PP 6п3с-е, 6п1п,6с41с-здорово.Учитывая габариты этих АС по сравнению с предлагаемым Юрием вариантом, стоит подумать о целесообразности проекта, да и сама идея ТАНизации не предраспологает к затратному HI-ENDаккустикостроению.
Сообщение: 2 Константин:
Мой вариант - не построить АС хай-энд класса, ибо в домашних условиях это достаточно скажем так - непросто... Да и к тому же Вы правильно заметили, что для усилителей на ТАНах нет смысла делать акустику наивысшего класса.
Суть в том, чтобы сравнить - что лучше - открытая акустика, закрытая, с фазоинвертором и пр.
Изначально я исхожу из того, что в домашних условиях достаточно иметь усилителя (речь ведем о ламповых) мощностью ватт 10. И этого предостаточно! Кому не хватает - можно еще накинуть 10. Раскачать закрытую акустику такой мощностью - не получится. Соответственно и отдачу мы получим меньшую в отличие от открытой. (Акустику с фазоинвертором пока оставим).
Суть вообще в чем - получить бОльшую отдачу по звуковому давлению при умеренной мощности усилителя.
Можно несколько иначе сказать - использовать усилитель в максимально линейном режиме.
Да, основной недостаток открытой акустики - габариты. Но и отдача такой системы при РАВНОЙ подводимой мощности - больше.
А по стоимости - пара ДГ - 3000 руб. Плюс фанера плюс время на изготовление.
Не многим больше, чем стоимость изготовления самого усилителя.
Да! Самое главное - что будем слушать? Кино, конечно хорошо.... обычно прослушивается музыка.
На мой взгляд вообще ламповый усилитель наилучшим образом подходит для прослушивания любой оркестровой, инструментальной музыки (здесь я имею ввиду духовые, струнные, барабаны, эл. гитары тоже в списке струнных). Потому как и орестр, который играет на горшках ;-) или бутылочках - тоже оркестр - вот такой оркестр лучше исключить из списка и слушать при желании вживую ;-). Для всего остального - по выбору.
Да и не надо забывать - цель - не получение большего числа децибелов в уши, а создание уютной, комфортной атмосферы.
Сообщение: Юрий,мне кажется нельзя ставить вопрос,какая акустика лучше,открытая,закрытая,фазоинверторная,получается мы сравниваем вертолёт с подводной лодкой.Не хочу никого обидеть,но я ни разу не слышал(не чувствовал)глубокого,динамичного баса из акустики открытого типа,особенно самодельной.Мне конечно могут возразить,не понимаешь,мало слушал,не то,не там и тд.Сразу отвеу-понимаю,(по этому больше не пытаюсь сделать сам),слушал много и разной-нет там басов,то есть конечно бас-барабан,турецкий барабан,бас-гитара слышны,но не цепляет,не для них эта акустика.Хотя струнные,смычковые,особенно хорошо деревянные инструменты, звучат изумительно.Но я в музыке всеяден,не люблю попсу и бардов,иногда хочется послушать электронную музыку,да и техно,если её играют взрослые люди,а не группа Технология.Моё мнение-нужно иметь два разных комплекта акустики,и два усилителя SE и PP.А с мощностью вообще интересная штука,если взять среднестатистическую советскую комнату,то при чувсвительности АС-90 дб.и мощности более 2,7 ватта на канал,барабанная перепонка начинает наливаться жидкостью,и происходит ещё куча всего в голове между ушами....В общем организм начинает защищаться от шума,и уже не различает тонкостей и нюансов.Мне кажется,для души-однотактник на 6С4С,нагруженой на 5-6 Ком.А для рока и кино можно какого нибудь МОРРИСОНА на чём нибудь с низким внутренним сопротивлением.
Сообщение: to Сергей согласен со всем,а "пацаны" из Технологии - постарше меня будут...
to Юрий поищите статью В Носова "конструирование громкогов-ля с ортогональными потоками излучения"(радио 12-03, на Аудиопортале тоже видел).С 4а-28,4гд-4,35,36, 6гд-2ррз в сочетании с se на 6п43п,6ф3п Манакова/Пузанова это будет самый качественно/бюджетный комплекс для 20кв.м
А за нелестные отзывы о ТАН и ТН простите-накипело(являясь обмотчиком, не рассматриваю их даже в качестве сетевых).Так и хочется всем ТАН-конструкторам порекомендовать нацарапать на зеленом борту "ТАНgo"(диапозон расширится на октаву),в сигнальных цепях понаставить ТАНталовых кондюков, а на передней панеле выгравировать "ТАНdberg".Идея их применения - лишь познать вкус творчества!
Сообщение: to Сергей согласен со всем,а "пацаны" из Технологии - постарше меня будут...
to Юрий поищите статью В Носова "конструирование громкогов-ля с ортогональными потоками излучения"(радио 12-03, на Аудиопортале тоже видел).С 4а-28,4гд-4,35,36, 6гд-2ррз в сочетании с se на 6п43п,6ф3п Манакова/Пузанова это будет самый качественно/бюджетный комплекс для 20кв.м
А за нелестные отзывы о ТАН и ТН простите-накипело(являясь обмотчиком, не рассматриваю их даже в качестве сетевых).Так и хочется всем ТАН-конструкторам порекомендовать нацарапать на зеленом борту "ТАНgo"(диапозон расширится на октаву),в сигнальных цепях понаставить ТАНталовых кондюков, а на передней панеле выгравировать "ТАНdberg".Идея их применения - лишь познать вкус творчества!