Вернуться на главную страницу

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Создай
      свое
          радио!

Содержание

"Высший пилотаж" в радиовещании


Кое-что о "высшем пилотаже"

— Чем отличается "Волга" от "Мерседеса"?
— Нюансами!
  грустный анекдот 

      Итак, начнем. На сегодняшний день большинство радиокомпаний России справились с вопросами организации, набора и подготовки кадров, приобретения техники..., получают вполне приличные доходы и даже образуют медиахолдинги. Можно с уверенностью констатировать, что отечественное коммерческое радиовещание достойно справилось и уверенно освоило уровень ремесла в своем развитии. Мы сделали то, что смогли и имеем то, что у нас получилось. Это — хорошая, добротная "Волга".
      Поговорим теперь о "Мерседесе". Принципиально — все то же самое. Есть мотор, колеса, кузов, двери, стекла... Отличие в мелких нюансах. Но именно они отличают уровень ремесла от уровня мастерства. И стоят эти "нюансы" совсем других денег. Там — сделано "как получилось", а здесь — в точности, "как было задумано"!
      Вот об этих нюансах в радиовещании я и хотел бы порассуждать. Возможно, на некоторых радиокомпаниях, все, о чем я тут пишу, уже давно реализовано. Однако полагаю, что таких — единицы. А может, и нет совсем. Тем не менее, хочется верить, что нет ни одной радиокомпании, руководитель которой сказал бы, что ничего из здесь написанного у него не используется, и не будет использоваться еще долго. Хотя и такой исход событий я тоже допускаю.
      Нюансы есть везде. Все перечислять не буду. Остановлюсь лишь на наиболее ярких.

Голоса ведущих.
      Не часто бывает, что естественные тембральные и динамические характеристики голоса талантливого и суперпопулярного ведущего в точности совпадают с интонационным портретом принятым в позиционируемой аудитории. А, ну, как, этих ведущих целая дюжина??? И здесь технически уже давным-давно решена задача установки индивидуальных пресетов на микрофонном процессоре. И каждому ведущему можно настроить максимально привлекательное звучание его голоса и под его темперамент и под свой индивидуальный стиль.
      Пустячок, а создает настроение! А это тот самый кураж, без которого нет таланта.

Подготовка музыкальных материалов к эфиру.
      Известно из психологии, что человек способен держать непрерывное внимание на одной теме не более трех минут. А при наличии отвлекающих шумовых и зрительных факторов, и того меньше. Если требуется более длительное поддержание внимания, то это требует напряжения и вызывает утомление. Можно провести аналогию и с высокой долей достоверности предположить, что большинство музыкальных композиций в эфире не должны превышать этой продолжительности, иначе наша музыкальная программа волей-неволей утомит слушателя (даже, если она ему очень нравится) и он выключит радиоприемник. А это симптом снижения рейтинга и соответственно, доходов.
      Существуют также спектральные характеристики сигнала для фонового прослушивания и для концертного (целенаправленного) слушания. И они разные. Радио слушают фоном, а по сему, если Вы вещаете с компакт-дисков не используя предварительный спектральный мастеринг, то вы не добираете те нюансы, которые, может быть, как раз и отличают Ваши доходы от доходов лидеров коммерческого вещания.

Послестудийная обработка сигнала.
      Динамика любой композиции — здесь масса параметров. И, собственно, сам динамический диапазон, и "плотность" звука по разным спектральным полосам, и скорость атаки — это все можно настроить в FM процессоре, но нужно перестать крутить его ручки в тот момент, когда характер звучания Вашей программы совпадет с интонационным портретом тех социальных групп, на которые позиционируется Ваша программа. Тогда слушателю будет вдвойне приятно Вас слушать. И это будет "высший пилотаж"!
      На сегодняшний день производители и поставщики студийного радиовещательного оборудования вполне могут предоставить в распоряжение Ваших звукорежиссеров как комплекты для предэфирного мастеринга, так и самые лучшие FM процессоры. Причем, некоторые фирмы уже даже создали их программно в составе своих автоматизированных радиовещательных комплексов. Дело за социологами и маркетологами — дайте нам, технарям, статистически усредненные интонационные портреты звуковых пристрастий для разных социальных групп и под разные форматы программ. Хватит крутить ручки FM процессоров, как Бог на душу положит! Сможете отловить эти нюансы? Это уже надо. Пора!

Радиопередатчик и антенна.
      Эти два "зверя" всегда работают вместе. Мало того, коэффициент усиления антенны и мощность передатчика в равной степени определяют уровень слышимости Вашей радиопрограммы в зоне вещания. Важно, каково произведение этих величин, а не абсолютное значение каждой из них. Иными словами, стоваттный передатчик, работающий на шестиэтажную синфазную линейную антенную решетку, будет создавать точно такое же поле в точно такой же зоне вещания, как и киловаттный передатчик, работающий на одиночный вибратор или четверть-волновый штырь. Но за антенну мы платим единожды, а передатчик "кушает" электроэнергию с завидным постоянством. К тому же надежность менее мощного устройства всегда выше, да и обслуживание — соответственно, дешевле. А это текущие расходы радиокомпании. И их можно сократить по этой статье чуть ли не на порядок! Если посчитать по стоимости, то на разнице между ценой 100-ваттного передатчика и киловаттного можно не только шести этажную антенную решетку купить, но еще и подержанную иномарку техническому директору, за то, что он сможет объяснить генеральному и учредителям радиокомпании, почему стоит покупать менее мощный передатчик и более дорогую антенну. И при этом наглядно покажет выигрыш в рентабельности.
      И это еще не все. Размер зоны вещания определяется высотой установки передающей антенны. Дальность вещания для равнинной местности приблизительно равна: , где и L и h выражены в километрах. Нет смысла использовать киловаттный передатчик при высоте установки антенны 30-40 метров, а необходимую напряженность поля "обеспечивать" (занижать) трехдецибельной антенной. Что часто наблюдается в регионах. Вот и греют передатчики тучи и землю под мачтами, заодно задавая жару другим радиосредствам в ближней зоне. И это за счет радиовещателей.
      Было бы очень неплохо, чтобы коммерческие специалисты по распространению радиоволн просчитали бы рекомендательную табличку для коэффициентов усиления антенн, мощностей передатчиков и высоты мачт в зависимости от зоны вещания. Или все то же самое — для высоты уже имеющейся мачты. Разумеется, эти параметры должны быть оптимизированы по эксплуатационным расходам и обеспечивать рекомендованные МККР уровни напряженности электромагнитных полей в зоне вещания.
      И это тоже высший пилотаж. Потому, что заработанные деньги можно будет потратить с пользой, а не на обогрев пространства.

Распространение программы на другие регионы.
      Стандартный метод решения вопроса "в лоб": доставляем сигнал до спутникового оператора, поднимаем на стационарную орбиту поток 192 или 256 килобит в секунду, платим оператору от полутора до пяти тысяч долларов ежемесячно. Принимаем сигнал на местах либо комплектом за 300 долларов (при месячной цене спутника в 5 тысяч) либо в полторы-две тысячи долларов (при месячной цене спутника в те же самые полторы - две тысячи).
      Для московских или Питерских станций эти цены вполне приемлемы. Однако, практика показывает, что сетевые станции в нашей стране в основном московские. Все-таки, и для Питера дороговато. А как же быть в регионах? Где нет такого объема рынка. А ведь местные программы иногда перебивают рейтинг даже "Русского Радио". Не часто такое бывает, но есть прецеденты. Получается вполне объективная монополия Москвы?
      Есть выход. И он тоже из категории "высшего пилотажа". Правда, он применим только для музыкальных радиостанций, где более 90% музыкальной базы данных неизменно в течение достаточно длительного времени. Его реализация проста. У каждого сетевого партнера в вещательном компьютере (в сервере) записана вся музыкальная база данных вместе с оформлением эфира, голосами ведущих, рекламными роликами и всем, что еще можно придумать. А по каналу связи передаются лишь текстовые файлы плей-листов, команды управления и текущая "докачка" новых музыкальных материалов. При этом формирование музыкальной программы происходит в реальном времени, но на месте. А для управления всем этим хозяйством вполне достаточно обычного коммутируемого телефонного канала и обычного (неторопливого) модема. Канал связи в такой системе не работает в реальном времени. Разумеется, программное обеспечение всего этого сетевого комплекса должно обеспечивать полное "взаимопонимание", надежность и возможность вставки местных программ. И такая система тоже реализована. Так, что не за горами, появление в России сетевых радиостанций, ну, например, из Благовещенска. И вещать они будут в более крупных городах!

Условия работы персонала.
      Ну, уж, простят меня сотрудники радиокомпаний, что к этому вопросу я подхожу в последнюю очередь. Справедливо было когда-то замечено, что "кадры решают все!" Но этого мало. Самые лучшие кадры, посаженные в тесные помещения с обшарпанными стенами, неопределенного цвета и с паутиной между давно немытыми оконными стеклами, весьма быстро потеряют кураж и начнут создавать программу соответствующую настроению. И рейтинг тоже не заставит себя ждать.
      Вложение денег в условия работы сотрудников, в дизайн мебели, студий и офисных помещений имеет такую же эффективность, как и вложения в современное вещательное оборудование. А, может, даже и выше. Настроение в коллективе компании впрямую переносится в эфир и весьма серьезно влияет на слушаемость станции. Впрочем, как и социальный портрет коллектива сотрудников. С очень высокой степенью корреляции он воспроизводится в социальном составе аудитории. И это тоже фрагмент высшего пилотажа. Но он относится уже к Вашей кадровой политике.

      Недавно, беседуя с представителем одного из региональных медиахолдингов, я услышал вопрос, касаемый дальнейшего развития радиокомпаний, работающих в эфире 5 и более лет и уже экономически твердо стоящих на ногах: "Куда расти дальше?" И это не праздный вопрос. Любая компания на каждом своем этапе деятельности должна иметь вполне четкую цель развития. Отсутствие такой цели приводит к стабильности, затем, к потере инициативы сотрудников и к постепенной деградации. Бизнес может существовать лишь в постоянном развитии. А для этого нужны конкретные цели.
      Полагаю, что эта статья и инициированные ей статьи других авторов, помогут многим радиокомпаниям поставить себе новую "планку" в своем развитии.
      И если технические директора региональных радиокомпаний в России начнут ездить на "Мерседесах", полагаю, это будет лучшим показателем состояния радиовещательной отрасли.

Сергей Комаров

Наши друзья

Rambler's Top100
Главная
Содержание
Наверх